Воспитание ребёнка — это сложный и трудоёмкий процесс. От взрослых требуется огромное терпение и выдержка. Обучение навыкам самообслуживания является непременным условием для гармоничного развития личности. Ребёнку, который не умеет самостоятельно раздеться/одеться становится очень сложно в детском саду. Педагоги единодушно считают, что обучать малыша данному процессу нужно, но называют разные возрастные периоды. Схему обучения можно наметить лишь примерно, поскольку многое зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, возраста, особенностей воспитания.
У взрослых навыки самообслуживания отработаны до автоматизма, поэтому мы часто недооцениваем сложность процесса для маленького ребёнка. Чтобы малышу одеться самому, нужно уметь следующее:
• отличать лицевую сторону изделия от изнаночной;
• знать переднюю и заднюю часть одежды;
• соотнести движение рук;
• запомнить названия частей тела (голова, руки, ноги);
• понимать, на какую часть тела надевается определённая вещь;
• сравнивать, анализировать;
• знать последовательность надевания вещей.
Перечисленные действия требуют соответствующего уровня развития мышления. Приобрести в один миг необходимые умения невозможно. Родителям нужно кропотливо обучать ребёнка. Как взрослому человеку необходимо время на овладевание каким-либо делом (резьба по дереву, работа на станке, вышивание и т. д.), так и малыша нужно учить одеваться. Поскольку все дети растут и развиваются по индивидуальным законам, каждому необходимо разное время на приобретение данного умения. Одни осваивают одевание быстро и без проблем, другие — долго и упорно.
Процесс раздевания, как правило, не представляет особого труда, так как даже годовалый малыш может снять с себя шапочку, варежки. Разумеется, маме или папе нужно оказывать ребёнку посильную помощь. Например, в расстёгивании пуговиц, молний, сложных застёжек. А также терпеливо объяснять, как правильно снимать каждый предмет одежды.
В раздевании важно постепенно приучать ребёнка складывать вещи на своё место, а не разбрасывать по квартире. Родители должны сказать крохе, где хранится верхняя одежда, обувь, бельё и т. д. В детском саду малыши приучаются аккуратно вешать вещи перед сном на стульчик.
Важно! Несмотря на то, что дети сначала легче осваивают навык раздевания, чем одевания, учить этим процессам лучше параллельно. Например, научился хорошо снимать трусики, пока есть интерес, показываем, как правильно их надеть и так с каждой вещью.
Обучая ребёнка элементарным навыкам самообслуживания, взрослые осуществляют всестороннее развитие личности. Правильно выстроенный процесс одевания несёт малышу следующие плюсы:
Получается такой простой навык, как самостоятельное раздевание/одевание, способствует полноценному развитию личности ребёнка.
Педагоги и психологи называют оптимальный возраст для обучения ребёнка самостоятельно одеваться — 2–3 года. Этот период характеризуется тем, что малыш вступает на новую ступень детства, стремится к самостоятельности, активности. Позиция «Я — Сам» позволяет выстроить между родителями и детьми новые, более глубокие отношения. Однако необходимо учитывать и индивидуальные особенности крохи.
Некоторые специалисты советуют проводить подготовительные мероприятия к процессу одевания уже с 1 года.
Очень важно не пропустить момент, когда ребёнок проявляет признаки самостоятельности. Вовремя начатый и правильно выстроенный образовательный процесс позволит пройти этот период естественно и без эмоциональных потерь. Если начать обучение одеванию слишком рано, существует риск, что малыш не освоит навык, а родители будут нервничать. Позднее приучение чревато тем, что ребёнок поймёт — за него всё делает мама или папа. Зачем ему учиться? Такие дети могут специально упрямиться и показывать, что у них ничего не получается и ждать, когда за них всё сделают взрослые.
Если родители хотят вырастить из ребёнка гармоничную личность, то нужно обязательно обучать самостоятельному одеванию. Хотя есть мнение некоторых психологов, что, даже если специально не учить ребёнка, придёт время, и он начнёт сам одеваться. Какую позицию избрать в данном вопросе — решать родителям.
Нормально развивающийся здоровый ребёнок до 2–3 лет обязательно проявит желание самостоятельно снять или надеть какую-либо вещь. Задача родителей — поощрять и развивать инициативу. Если малыш и после 2–3 лет не проявляет настойчивости в одевании, то, скорее всего, в этом вина родителей.
Возможные причины нежелания детей одеваться/раздеваться самостоятельно следующие:
Определить причину в каждом конкретном случае можно в первую очередь по возрасту ребёнка, а также проанализировав поведение взрослых.
Специальной методики по обучению ребёнка одеванию не существует. Процесс отрабатывается в результате длительной практической деятельности со стороны родителей, воспитателей детского сада и самого ребенка. Несмотря на то, в каком возрастном периоде начали прививать навык, базовой рекомендацией будет соблюдение последовательности действий со стороны родителей.
В этом возрасте ребёнок не разговаривает, не ходит, но воспринимает речь родителей на слух. Вкладом в дальнейший процесс обучения одеванию является общение с крохой. Одевая, переодевая ребенка, маме или папе нужно делать это не молча, а комментировать свои действия, называть виды и свойства одежды, части тела.
Главное, чтобы процесс одевания проходил в три этапа:
• предупреждал о ваших действиях, например: «Сейчас мы наденем красивую маечку!»;
• комментировал процесс, например: «Маечка лёгкая, мягкая, на ней нарисован жук, просовываем головку, правую ручку, левую»;
• подводил итог, например: «Вот мы и оделись! Какой красивый Ванечка!».
Разумеется, в каждом конкретном случае набор фраз будет разным. Важно, чтобы малыш слышал живую речь, воспринимал слова, понимал, учился говорить. В дальнейшем ребёнок научится действовать по слову.
После года родители продолжают комментировать свои действия при одевании/раздевании ребёнка. Если он проявляет инициативу подать какую-либо вещь, снять с себя шапочку, обувь - это нужно поощрять и хвалить за любые проявления самостоятельности.
После полутора лет кроха в состоянии снять расстёгнутую куртку, штанишки, шапку.
В возрасте 2–2,5 года малыши часто проявляют желание что-то одеть самостоятельно.
С года до трёх дети учатся одеваться через микропроцессы, то есть сначала пробуем что-то одно, например, носки, потом майку, футболку, штанишки и т. д. Параллельно показываем, как снять вещь.
Следует учитывать некоторые важные особенности:
Освоить процедуру одевания «целиком» малышу ещё трудно. На этом этапе важна помощь словом и делом от родителей, воспитателей.
Процедуру надевания обуви следует показывать ребёнку в определённой последовательности:
Чем сложнее застёжки на обуви, тем дольше ребёнок будет осваивать навык. Поэтому очень важно в раннем возрасте приобретать обувь с простыми элементами расстёгивания (липучки, кнопки). Завязывание шнурков в этом возрасте ещё недоступно.
Процесс снятия обуви также показываем поэтапно: сначала расстегнули молнию, кнопки, липучки, а затем вытащили ножки.
Полезный совет: один из вариантов, как помочь малышу одеть правильно обувь — наклеить пазл из двух элементов в разные ботинки.
С года до трёх ребёнок начинает посещать детский сад. Там дети продолжают осваивать навык раздевания и одевания. Успех мероприятия поддерживается желанием подражать другим малышам. Элемент соревнования также успешно используется педагогами в прививании навыков самообслуживания. Родителям важно в этот период поддерживать инициативу ребёнка и продолжать обучать верным действиям с одеждой.
Важно! Говорить ребёнку одной командой «раздевайся» или «одевайся» очень непродуктивно, это повергнет его в шок, лучше называть конкретные действия: сними/одень шапку, сапоги, куртку, штаны и т. д. Одну задачу нужно отрабатывать несколько дней. Когда хорошо освоил, переходить к другой.
Если взрослые правильно выстроили процесс в раннем возрасте, то, как правило, к 3–3,5 годам ребёнок в состоянии раздеться/одеться самостоятельно. Разумеется, ещё могут быть ошибки, проблемы со сложными застёжками, молниями, путаница передней и задней части одежды и др.
Важно: завязывание шнурков ребёнок способен освоить не ранее 5–6 лет.
Когда по какой-то причине ребёнок после 3 лет не умеет одеваться самостоятельно, обучение проводят не микропроцессами, а целостным приёмом. Следует объяснять дошкольнику последовательность действий. Например, сначала бельё, потом колготки, свитер, носки, штаны, ботинки, куртку, шапку, шарф. В зависимости от времени года порядок вещей будет разный. На стену повесить специальные плакаты с очерёдностью одевания каждой вещи. Их можно смастерить своими руками или купить готовые.
К 4 годам дети достаточно сносно владеют техникой целостного процесса одевания. В этом возрасте приходит время приучать ребёнка к культуре внешнего вида. Задача усложняется оцениванием результатов. Мы просим малыша посмотреть на себя в зеркало, поправить складки, воротничок, проверить правильно ли застёгнута рубашка, платье, хорошо ли сидят брюки, юбка и т. д. После 4 лет ребёнок способен оценить свой внешний вид, исправить ошибки, если они есть. А также важно приучать дошкольника аккуратно складывать каждую вещь на своё место, вешать на плечики, промокшую обувь или варежки класть сушить, чистить одежду щёткой и т. д.
Дети дошкольного возраста познают мир через игру. Если ребёнку скучно и неинтересно учиться одеваться, можно включать в обучение игровые моменты:
Развивающие игрушки на отработку навыка раздевания/одевания способствуют развитию мелкой моторики рук, без которой невозможно усвоить умение.
Интересный факт: В группах, работающих по педагогической системе Марии Монтессори, представлен обширный блок упражнений для развития мелкой моторики рук, в том числе специальные тренажёры для отработки навыка расстёгивания/застёгивания различных застёжек, завязывания/развязывания шнурков и др.
Успешное освоение навыка одевания ребёнком большей частью зависит от родителей. Чтобы благополучно преодолеть этот период, родителям полезно придерживаться следующих рекомендаций:
Заключение
Специальной методики по обучению детей раздеванию/одеванию не существует. Поскольку все дети разные, и процесс складывается индивидуально в результате упорной практической деятельности со стороны взрослых и ребёнка. Главными особенностями обучения можно назвать настрой на положительный результат, огромное терпение и последовательность действий родителей. У детей заложено стремление подражать и казаться взрослыми. Если правильно использовать эти порывы, то обучение проходит естественно и свободно.